9 месяцев

Ребенок начинает становиться на четвереньки и достаточно активно ползает, становится на колени и встает, придерживаясь руками. Иногда случается, что ребенок, встав, не может опуститься, в этом случае ему надо помочь, и он быстро сообразит, как это надо делать. Как только ребенок встал, он пытается шагать, придерживаясь руками за что-нибудь.

К году у ребенка обычно уже имеется 6 зубов - 4 верхних и 2 нижних. Молочные зубы мелкие, края могут быть зазубрены. В результате жевания края молочных зубов становятся ровными, шлифуются. В два с половиной года завершается формирование молочной челюсти, состоящей из 20 зубов.

Эмоции 9-месячного ребенка с каждым днем ярче и богаче:  удивление, радость, гнев, отвращение, любопытство – вот неполный перечень всех эмоций, которые малыш уже может переживать и выражать. Однако главное достижение этого возраста – перемещение в вертикальное положение. Малыш делает первые шаги, держась за опору, но самостоятельно он начнет ходить позже – через 1-2 месяца. Ребенок пытается брать предметы уже двумя руками, копирует Ваши действия, свои желания выражает очень настойчиво: требует идти на прогулку или на кухню. Он прекрасно помнит, где хранятся его игрушки, а также те вещи, которые ему запрещено трогать. Он может быстро найти мобильный телефон или паспорт. Будьте бдительны! Малыш все пробует на зуб, а зубов у него уже достаточно, чтобы грызть и жевать.

Теперь зона исследования малыша еще более расширяется: он не ограничивается квартирой и переходит к изучению детской площадки, двора, парка. Малыш проявляет «характер»: он отталкивает Ваши руки, если ему не нравится, как Вы вытираете ему носик, он срывает с себя неудобную шапку и ни за что не соглашается снова ее надеть. 

Питание ребенка в 9 месяцев

Ребенок в 9 месяцев должен уметь жевать твердую пищу, играть большими игрушками (катать, двигать), играть с мелкими предметами (перебирать, складывать), вставлять один предмет в другой или в отверстие, доставать другие предметы с помощью игрушки, подражать речи взрослых, смеяться над шутками, интересоваться другими детьми.

Ребенок хорошо понимает и выполняет просьбы взрослых – лечь, сесть, повернуться на другой бок, снять одежду и т.д. Ребенок уже может спускаться с лестницы, конечно, пока еще за ручку. Он хорошо помнит, где лежат игрушки и интересные для него предметы. Может откусывать и пережевывать твердую пищу. 


Развитие ребенка в 9 месяцев

Ребенок в 9 месяцев должен уметь сидеть, стоять, делать шаги с опорой, хорошо ползать, вставать, приседать, держась за опору, листать страницы книги, рвать бумагу, разминать пластилин, просовывать пальчики в дырочки, подолгу лепетать и гулить.

Уход за малышом, в основном, остается прежним, но теперь ребенок является активным участником всех процедур. Он прекрасно знает всю последовательность купания, но теперь сам начинает копировать движения мамы и трет себя мочалкой. Закончить купание можно новым элементом -  обливанием сильной струей воды с расстояния 25-30 см. После этого рекомендуется растереть ребенка полотенцем. Малыш охотно садится на горшок и радуется одобрению взрослых, когда он достиг нужного результата.

Продолжайте ежедневно делать физические упражнения и массаж, отводя на это не менее 30 минут в день. Играя с ребенком, не подавляйте его инициативу, пусть он учится действовать самостоятельно. Помогайте только в том случае, если он может справиться, но пытайтесь что-то сделать за него. Лучше выразите ему свои положительные эмоции и поддержку.

Ребенок в 9 месяцев старается копировать движения взрослых и пытается есть самостоятельно. Наберитесь терпения: хотя почти вся еда оказывается на полу, главное, что ребенок учится есть сам. В этом возрасте лучше давать ему пищу не в виде пюре, а просто измельченную: суп, кашу, бананы, отварные или тушеные овощи, печенье, булочку и т.д.

В возрасте 9 месяцев интервалы между кормления ребенка составляют 4-4,5 часов, ест малыш, в среднем 5 раз, спит 2 раза в день по 2-2,5 часа. Наиболее активные дети переходят в этом возрасте на сон один раз в день, за счет этого продолжительность ночного сна у них увеличивается. В основном, дети спят ночью около 10-11 часов, практически не просыпаясь.

Изменения в режиме дня связаны с тем, что теперь больше времени нужно отводить на кормление (малыш пытается есть сам, и прием пищи может сильно затянуться). Продолжительность купания и прогулок зависит от самочувствия малыша. В целом, гулять рекомендуется теперь больше. Во время купания можно играть с ребенком в такие игры, как «море с корабликами» или «дождик».

Малыш научился рвать бумагу и делает это с огромным удовольствием. Это замечательное упражнение, развивающее моторику, однако уже сейчас нужно объяснить ребенку, что старые газеты рвать можно, а книги – нет. Здесь нужно проявить серьезность и категоричность. Чтобы малыш случайно не порвал страницы, покупайте ему детские книги из толстой бумаги или картона.

Очень полезны для развития моторики такие действия, как перебирание орехов, камушков, фасоли. Постепенно можно переходить от более крупных к более мелким предметам. Нужно следить при этом, что они не попали в рот. В этом возрасте ребенок учится самостоятельно снимать и надевать одежду. Шапка и штанишки, как правило, не вызывают больших затруднений. Куртку, правда, сам он надеть не сможет, но в его силах помогать – протянуть руку, чтобы просунуть в рукав, сжать ее в кулачок и т.д.

Ребенка уже нужно учить умываться и мыть ручки. Делайте все вместе, синхронно, чтобы он мог копировать Ваши движения. После процедуры лучше похвалить ребенка за то, что он чистый, а не за то, что он помыл руки.

С этого возраста с детьми занимаются аппликацией, лепкой, рисованием. Лепить разные фигурки  можно из чего угодно – хоть из глины, хоть из теста. Очень хорошо развивают мелкую моторику собирание рассыпанных спичек, зубочисток, любых мелких предметов.

В 9 месяцев ребенок с удовольствием играет и мягкими игрушками, и куклами, и движущими игрушками, и музыкальными инструментами. Соответствуют его возрасту и вызывают радость у малыша резиновые и надувные мячи, игрушечные молотки, всевозможные пирамидки и конструкторы (простые и безопасные, без острых концов), пищалки, неваляшки, колокольчики.  Также вызывают интерес у детей этого возраста заводные говорящие животные и куклы.

Если есть возможность, оборудуйте игровые уголки в каждой комнате и даже дворе, если у Вас свой дом.

Чтобы развивать наблюдательность и интеллект ребенка можно сыграть с ним в игру «Перевернутые игрушки». Для этого нужно разложить перед малышом все игрушки – животных и кукол – вверх ногами, а потом вместе с ним ставить или рассаживать их в правильное положение. Игру с применением зеркала также очень полезны: Вы можете надевать на ребенка шляпу, солнечные очки и т.д., а потом снимать их. Ребенок с интересом наблюдает за своим отражением, а также за отражением разных игрушек и сравнивает их с оригиналом. Можно вместе с ребенком сделать самодельную книжку. Для этого можно вырезать из журналов изображения животных, детей и т.д. и приклеить на большие листы-страницы. Физические упражнения также не оставляйте без внимания: перетягивайте канат, играйте надувным мячом, кружитесь на «американских горках».

В скором времени ребенок начнет ходить, и  уследить за ним будет труднее, поэтому сейчас нужно еще раз проверить те места, которые опасны сейчас и будут еще опаснее через пару месяцев. Все провода, шкафчики, ящики, продукты  и посуда не должны стать источником опасности для здоровья ребенка. Отвлекайте внимание ребенка от опасных предметов, в игровые уголки постоянно подкладывайте что-то новое и яркое. И помните, что если куда-то ребенку попадать нельзя, если это место действительно опасно для его здоровья, то пусть запрет будет категорическим «нет», не зависящим ни от Вашего настроения, ни от времени суток.

В возрасте 9-10 месяцев ребенок пытается показать свою самостоятельность: он во всем подражает взрослым, хорошо пьет из чашки, есть вместе со всеми. Когда его ограничивают, он возмущается и протестует. Малыш очень любит играть в прятки, ждет, когда его найдут, и затем бурно радуется. С незнакомыми людьми ведет себя по-разному: может стесняться, а может с интересом общаться с новым человеком. Ребенок постепенно приучается к горшку, делает первые самостоятельные шаги, уверенно сидит, быстро передвигается ползком. В этом возрасте малыш быстро набирается знаний и опыта, но ему очень хочется, чтобы его поощряли и одобряли.