1 год

Годовалый ребенок уже много чего умеет. Он говорит несколько простых слов: «мама», «баба», «дай», «мяу». Он знает названия частей тела и лица, знает названия игрушек, может их показать и принести. Малыш хорошо различает интонацию в речи взрослых, умеет незатейливо танцевать, машет ручкой при прощании, шлет воздушные поцелуи, во всем подражает действиям взрослых.

 Теперь ребенок стал гораздо подвижнее, чем раньше: он ходит по комнатам, заглядывает в разные шкафы и ящики, забирается на диван и даже на стол. Перемещаются по квартире малыш по-разному: где-то на четвереньках, где-то ногами. Любимое место – кухня, там ребенок с энтузиазмом открывает дверцы шкафов, изучает содержимое всех баночек и коробочек. Не отставляйте малыша одного на кухне, это самое опасное для него место в доме.

Годовалый ребенок любит рисовать, он  пытается держать карандаш в руке. Не удивляйтесь, если в этот период времени увидите на обоях его первые «картины».

Большинство детей этого возраста любят, чтобы им читали книжки, показывали яркие картинки. Даже если ребенок не может спокойно сидеть на месте, читайте ему или рассказывайте что-то, когда он занят каким-то своим делом – складывает кубики или катает машинку. Вам кажется, что он Вас не слышит? Это не так, все Ваши слова непроизвольно усваиваются и запоминаются.

По мере того как ребенок растет, роль родителей в уходе за ним постепенно меняется. Раньше Вы все делали за малыша, а теперь он многое делает сам – пьет из чашки, ест ложкой, моет руки. Теперь Вы учите его ухаживать за собой и следите за его режимом, гигиеной и здоровьем.

  Чтобы ребенок быстрее приучился к горшку, рекомендуется усаживать его туда довольно часто: после каждой еды и через каждые 1,5 часа. Постепенно этот ритуал станет для него привычным, и со временем малыш сам будет проситься на горшок.

К важным гигиеническим процедурам относится стрижка волос и ногтей. Как правило, дети не очень любят эти процедуры, поэтому их можно совместить с игрой.

Не забывайте проветривать комнату, где спит малыш, и делать там влажную уборку. Следите, чтобы не было сквозняков, в игровом уголке лучше постелить на пол ковер. Резиновые, пластмассовые и деревянные игрушки не забывайте время от времени мыть с мылом. После игры собирайте вместе с ребенком все игрушки в ящик, расставляйте их по местам на полке. Это будет приучать малыша к порядку, и со временем он сможет делать это самостоятельно. 

Развитие ребенка в 1 годик

В возрасте 1 год ребенок понимает и начинает ценить ритуалы: они дают ему чувство стабильности и защищенности. После ночного сна нужно почистить зубы, перед сном в кроватке – почитать с мамой книжку, поцеловать ее на ночь и т.д. Если ребенок не любит спать днем, то нужно придумать для него что-то приятное после пробуждения – его любимое блюдо на полдник или его любимая игра. Если это сделать традицией, то ребенок гораздо охотнее будет укладываться днем на тихий час.

Во всем нужна мера: не нужно устанавливать жесткий режим, как в детском саду или пионерском лагере. Ориентируйтесь на настроение и самочувствие малыша, иногда можно нарушить ритуал, в этом нет ничего катастрофического.  Можно заметить, что режим сам собой корректируется по мере взросления ребенка: время прогулок и игр увеличивается, а время дневного сна уменьшается. Сохраняется только общая последовательность: сон – бодрствование – игра – еда, а также сохраняются промежутки между приемами пищи – 3-4 часа. Дети, которые живут по режиму, меньше утомляются и капризничают, у них и у их родителей остается больше времени и на активные действия, и на отдых.

В этом возрасте ребенок любит все делать вместе с взрослыми, копирует их движения, старается им помогать: он с удовольствием подметает пол, пылесосит, вытирает пыль. Ему все интересно: как включается свет, телевизор, компьютер. Он может много раз повторять одно и то же действие, например, нажимать кнопку на пульте телевизора, включая и выключая его. Он исследует мир и хочет разобраться, как все устроено и как все работает. Не лишайте его этой возможности.

Когда вы с ребенком что-то делаете вместе, объясняйте ему смысл своих движений и своих просьб. Например, малыш с радостью поможет одеть себя, если Вы будете просить его вытянуть ручку, поднять ножку и т.д. Он с удовольствием будет мыть руки, если Вы в очередной раз объясните, зачем это нужно. Ребенок в этом возрасте очень легко и быстро учится, поэтому Вы можете объяснить ему, как вести себя в разных ситуациях, рассказать о возможных опасностях и показать, что водой можно обжечься, если она горячая, что иголкой можно уколоться, если неправильно с ней обращаться, и т.д.

В этом возрасте ребенок все игрушки еще воспринимает как обычные предметы, сам он играть с ними не умеет. Покажите ему, как нужно кормить куклу, как нужно гладить плюшевого котенка, как нужно жалеть зайчика, у которого болит лапка. Через такие совместные действия у ребенка развивается способность к состраданию.

Такие развивающие  игрушки, как пирамидки, конструкторы, кубики и шарики разных размеров и цветов, обязательно должны быть в доме, где растет годовалый ребенок. Они прекрасно развивают логическое мышление, и малыши с большим интересом и очень сосредоточенно с ними занимаются. Даже если у них не все получается с первого раза, не беда, взрослый всегда может дать небольшую подсказку.

Продолжайте играть в игры-потешки, например, в «Сороку-белобоку», они прекрасно развивают мелкую моторику ребенка. Также для этого полезно разминать пластилин и отщипывать от него кусочки, играть с крупой (манкой, пшеном), собирать ее в кулачки и пропускать сквозь пальцы.

Многие родители переживают, что ребенок почти не говорит в этом возрасте. Не нужно расстраиваться. Каждый ребенок развивается в своем собственном ритме, и не нужно его сравнивать с другими детьми. Психологи утвержают, что сравнивать ребенка можно и нужно только с ним самим: радуйтесь каждому новому слову, каждому новому его достижению. Запаситесь терпением и продолжайте в том же духе.

Помните о том, что годовалого ребенка нельзя оставлять одного буквально ни на минуту. Уберите в недоступное для него место мелкие и острые предметы, лекарства, хрупкие вазы и статуэтки, чтобы малыш не поранился, разбив их. Если Вы этого еще не сделали, обязательно закройте все электрические розетки заглушками. 


Питание ребенка в 1 годик

В первые 6 месяцев своей жизни ребенок мог обходиться только грудным молоком, затем в его рацион постепенно вводился прикорм, у него появились первые зубы, он научился жевать и грызть. Многим родителям кажется, что в возрасте 1 года ребенок вполне готов есть всю пищу с общего стола. Нет, в этом возрасте еду для ребенка нужно готовить отдельно и подавать в виде пюреобразном или нашинкованном виде.

В рацион годовалого ребенка уже входят такие продукты, как куриные и перепелиные яйца, картофель, макароны, каши (овсяная, рисовая, гречневая), сырые и отварные овощи и фрукты, рубленое мясо (паровые котлеты, запеченное суфле), хлеб, сливочное масло, молочные супы. Можно добавлять в пищу измельченную зелень – петрушку и укроп. Главное правило – не жарьте продукты, которые Вы планируете дать ребенку, варите их, готовьте на пару или запекайте. Твердые овощи и фрукты (яблоки, морковь) нужно протереть, а мягкие (бананы) можно нарезать мелкими кусочками, очистив от кожуры. Вишни, сливу и черешню лучше варить и давать в виде компота или пюре.

Организму малыша требуется много энергии, однако желудок у него еще маленький. В связи с этим кормить ребенка нужно понемногу, но часто, 5 раз в день. Сюда входит завтрак, обед, полдник, ужин и молоко или кефир с печеньем перед сном. Последний прием пищи можно будет отменить примерно через полгода.

Некоторые дети едят неохотно, у них плохой аппетит, в этом случае используйте Вашу фантазию: можно красиво и интересно оформить еду на тарелке, купить ребенку яркую посуду, использовать необычные салфетки.