« | 2 месяца | » |
В 2 месяца основным питанием малыша, по-прежнему, остается грудное молоко. Ребенка надо кормить по требованию, это, как правило, не менее 6 раз в день. К концу месяца прибавка в весе составит еще 800 граммов, ребенок подрастет на 2,5 см. Если малыш плачет чаще, чем через 2 часа после кормления, жадно хватает грудь, меньше мочится - значит, грудного молока может быть недостаточно. Иногда перевозбужденные малыши отвлекаются от еды, не сосредотачиваясь на ней. Перед кормлением малыш должен немного полежать на животе. Независимо от того, грудью кормится ребенок или из бутылочки, кормить его надо только на руках. В одно кормление малыш съедает 130-150 граммов пищи, в сутки получается около 800-900 мл молока. Интервал между кормлениями постепенно увеличивается, и к концу 2-го месяца уже достигает 3,5 часов, с большим перерывом ночью.
В 2 месяца нервная система малыша динамично развивается. Улучшается координация, приобретенные рефлексы постепенно вытесняют врожденные. Теперь малыша нельзя оставлять одного на краю кровати, так как он может двигаться с места и упасть. Ребенок любит разжимать кулачки и вытягивать ножки, при этом с интересом изучая свои движения. К этому возрасту мышцы становятся расслабленными, а повышенный тонус уходит. Нужно чаще переворачивать малыша на животик, чтобы мышцы шеи лучше развивались, ведь малыш уже удерживает голову. Чтобы мышцы развивались равномерно, необходимо также переворачивать ребенка на бока.
В 2 месяца ребенок начинает произносить гласные звуки – гулить. Он узнает маму и улыбается ей. Это уже настоящая сознательная улыбка, которая выражает хорошее настроение и самочувствие ребенка.
Ребенок хорошо держит голову и приподнимает грудь, лежа на животе. Следит за движущими предметами, интересуется мобилем, висящим над кроваткой, яркими пятнами. Иногда при рассматривании предметов у ребенка косят глаза, но скоро это пройдет, когда лицевые мышцы станут более развитыми. В этом возрасте дети четко различают только черный и белый цвета. Внимательно прислушиваются к голосам и звукам погремушки и сами с удовольствием издают звуки – гулят, почти поют.
Звуки плача в этом возрасте уже различаются: когда ребенок хочет есть или когда он мокрый. Ребенок иногда может успокоиться самостоятельно: начинает сосать соску или палец. Малыш все тащит в рот, тянется к различным предметам, активно двигает ручками и ножками, улыбается и радуется, когда его берут на руки, и морщит лоб, когда плаче.
Если малыш излишне возбудим, стал чаще мочиться, если у него заметно облысение затылка, то это может свидетельствовать о недостатке витамина D и о развитии рахита. При появлении подобных симптомов нужно проконсультироваться с педиатром, он увеличит дозу витамина D. Если у ребенка дрожат ручки, подбородок, если он опирается не на всю стопу, а только на пальчики, это может свидетельствовать о последствиях гипоксии – кислородного голодания в утробе матери. Обо все беспокоящих Вас симптомах нужно рассказать педиатру.
Когда ребенок бодрствует, надевайте на него ползунки, а шерстяные носочки - только во время прогулки, чтобы избежать переохлаждения. На 15-20 минут в день малыша можно оставлять с голыми коленками, это важно для закаливания.
Детский плач – это всегда просьба о помощи, но не всегда взрослые могут ее понять. Малышу может мешать громкий звук телевизора, шумные гости, яркий свет, мокрые пеленки, его может мучить голод. Если мама внимательно наблюдает за ребенком, то она может точно установить причину его плача. Запах маминого тела, стук ее сердца и прикосновение к ее коже действуют на ребенка успокаивающе. Нужно убрать резкое освещение, устранить громкие звуки и покачать малыша на руках или в коляске. Можно включить мелодичную спокойную музыку.
Для ребенка очень важен язык жестов. Общаясь с малышом, используйте все богатство мимики: прищуривайте и раскрывайте глаза, удивленно поднимайте брови, энергично двигайте губами. Хотя для взрослых такая мимика покажется неестественной, для развития ребенка она очень полезна.
Обратите особенное внимание на колики в животе и вздутия. Ребенок в этом случае крутится, перебирает ножками и пронзительно кричит. Следите, чтобы во время кормления не происходило заглатывания воздуха, держите малыша под углом 45 градусов, пока он ест, а затем переведите в вертикальное положение и прижмите животиком к своей груди. Теплый платок или пеленка, проглаженная утюгом, снимает приступы колик, хорошо помогает в этом случае и круговые поглаживания в области желудка и кишечника.
Купать ребенка можно каждый день. В 2 месяца ребенок спит 16-18 часов в сутки, из них днем – в среднем, 8,5 часов (3-4 раза). Режим дня у разных детей может отличаться: некоторые дети раньше просыпаются, другие – позже засыпают, все зависит от индивидуальных биоритмов.
Лучше купать малыша и гулять с ним в одно и то же время, чтобы не задерживать кормление и приучать ребенка к определенному режиму. Первое кормление чаще всего происходит в 6 утра, а последнее – в 23.30. Некоторые дети ночью не просыпаются, у других сон более беспокойный – все зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Теперь, когда ребенок больше бодрствует днем, нужно больше внимания уделять его развитию. Начните с 5-10 минут, а потом понемножку увеличивайте время. Ребенок любит разглядывать контрастные предметы – можно надеть на его ножки яркие носочки, на ручки – разноцветные манжеты. Лучше надевать и снимать их поочередно, чтобы ребенок мог удерживать их в поле зрения. Перемещайте яркие игрушки: малыш будет следить за их движением и совершенствовать свои зрительные способности.
Игрушки-пищалки и погремушки, которые привлекают внимание ребенка не только цветом, но и звуков, еще более полезны для развития.
Тарелка с рожицей – замечательная развивающая игрушка для ребенка. На разных сторонах тарелки нарисованы рожицы с разными выражениями лица. Ребенок будет с интересом наблюдать, как меняются рожицы, когда Вы будете медленно поворачивать тарелку. Больше разговаривайте с малышом, пойте ему песенки, играйте в «сороку-белобоку», загибая и разгибая ребенку пальчики. У малыша уже развиваются речевые навыки, и он старается Вам отвечать.
Следите, чтобы ребенок двигал головой вверх-вниз, поворачивал ее влево-вправо: соответствующие мышцы должны развиваться. Очень полезно поднимать и опускать ребенка, кружить его, при этом комментируя свои действия и называя движения. Когда входите в комнату, называйте малыша по имени, тогда он будет ждать Вас.
Главное правило – не показывайте одновременно много ярких разноцветных погремушек: это очень утомительно для малыша. Возьмите одну погремушку, поводите из стороны в сторону – ребенок будет поворачивать голову. Очень полезно вкладывать в ручку ребенка колечки или шарики, а затем вынимать их. Подвешивайте игрушку над кроваткой так, чтобы ребенок тянулся к ней, но не мог достать. Такие игрушки (мобилы) лучше время от времени менять, а через некоторое время возвращать обратно. Можно и самим смастерить яркую игрушку и повесить ее над кроваткой. Можно использовать открытки, рисунки, пакеты и т.д. Главное – не забывать их менять.