« | 0 Во время родов | » |
Знаете ли Вы, что ребенок активно участвует в процессе родов и помогает своему рождению? Эта помощь становится возможной благодаря двум рефлексам, которые можно наблюдать у новорожденного после рождения. Если приложить к макушке ребенка ладонь, он мгновенно вытягивает шею. Такого же рода реакция возникает в том случае, если дотронуться до подошв младенца: он тотчас же отталкивается. С помощью ультразвукового исследования можно наблюдать, как эти рефлексы помогают ребенку родиться. Каждый раз, когда матка при схватках сокращается, ребенок ощущает давление и реагирует ответным напором. Затылком (там самые крепкие кости) он давит на маточный зев, одновременно отталкиваясь ногами от верхней части матки.
Процесс родов состоит из трех последовательных периодов, которые качественно отличаются друг от друга. Период раскрытия маточного зева начинается после отхождения слизистой пробки, нередко с примесью крови или небольшого количества околоплодной жидкости.
Еще до рождения ребенка персонал родильного зала готовится к этому событию. Дежурный врач проверяет работу оборудования и наличие расходуемого материала. Все оборудование, необходимое для оказания помощи, должно быть в рабочем состоянии и находиться в родильном зале. В случае многоплодной беременности и родов двойни персонал готовится к оказанию помощи каждому новорожденному.
В родильном зале необходимо:
После пересечения пуповины отделенного от матери новорожденного заворачивают в стерильную пеленку, быстро обсушивают кожу, для того, чтобы уменьшить потери тепла. У только что родившегося ребенка температура тела почти всегда сразу же снижается. Появляясь на свет из теплого материнского чрева, мокрый новорожденный может потерять столько тепла, что температура тела понизится на 2-4 градуса, причем наибольшая теплоотдача наблюдается в течение первых 10-20 минут после рождения. Эта потеря тепла в первую очередь обусловлена испарением околоплодных вод с поверхности тела новорожденного. Помимо потери тепла путем испарения, риск переохлаждения у новорожденного особенно высок из-за несовершенства механизмов терморегуляции. Лучше всего тепло сохраняется в том случае, если ребенка осушить пеленкой, положить на живот матери для непосредственного контакта с ее кожей и укрыть обоих теплым одеялом.
Оценка состояния новорожденного, функций основных жизненно важных органов проводится сразу после рождения, на 1-ой и 5-ой минуте жизни по специальной шкале, разработанной американским педиатром Вирджинией Апгар в 1956 году. По этой шкале оценивается частота сердцебиений, частота и эффективность дыхания, цвет кожи, состояние мышечного тонуса и рефлекторная деятельность. Каждый признак оценивается в баллах от 0 до 2.
Таким образом, по шкале Апгар, состояние здорового новорожденного оценивается в 8/9-9/10 баллов. Клинические симптомы, которые отражены в шкале Апгар, находятся в зависимости от адаптационно-приспособительных реакций ребенка ко внеутробной жизни и зрелости новорожденного. Зрелость новорожденного определяется по совокупности клинических, функциональных и биохимических показателей по отношению к его так называемому гестационному возрасту, то есть к внутриутробному возрасту (с момента зачатия).
Первичная обработка новорожденного и оказание помощи, если этого требует его состояние, проводят на пеленальном столике, оборудованном лампой лучистого тепла. Существуют также специальные реанимационные столики для новорожденных, где предусмотрены все необходимое оборудование для помощи новорожденному.
Лампы лучистого тепла работают таким образом, чтобы компенсировать большие потери тепла новорожденного путем радиации и конвекции, так как при этом нагреваются стены и воздух в помещении.
Перевязку и обработку пуповины проводят в два этапа. На культю пуповины накладывают пластмассовый зажим. Для удаления первородной смазки, крови и слизи с кожи ребенка обычно в родильном зале используют марлевую салфетку, обильно смоченную стерильным вазелиновым и растительным маслом.
Сразу же после рождения проводят профилактику гонобленнореи, закапывая 30% раствор альбуцида в глазную щель, а девочкам также в половую щель.
После окончания первичного туалета в родильном зале ребенка измеряют и взвешивают. Взвешивают новорожденного на стерильной пеленке, на медицинских весах. Измеряют стерильной бумажной лентой. Все необходимые данные заносят в историю развития новорожденного и на браслетки, которые укрепляют на запястьях ребенка. В течение первых 30 минут ребенка прикладывают к груди матери.
Здоровый доношенный новорожденный - ребенок, родившийся в сроки от 38-ой до 42-ой недели беременности, весом 2600 -5000 г (в среднем 3700 г), ростом от 48 до 57 см (в среднем 51 см). Голос здорового новорожденного громкий, ясный, ребенок совершает активные движения ручками и ножками. Если здорового доношенного новорожденного положить на спинку, он поворачивает голову, а физиологическое повышение тонуса мышц-сгибателей конечностей обусловливает свойственную этому возрасту “позу эмбриона”: ручки согнуты в локтях, колени подтянуты к животику. , Кисти у здоровых детей сжаты в кулачки, головка может быть слегка запрокинута из-за относительного повышения тонуса мышц шеи. Ребенок оказывает сопротивление, если попытаться изменить положение его тела (некоторые родители пытаются выпрямить ножки ребенка при пеленании). Если новорожденный лежит горизонтально, ручки и ножки опущены, тонус вялый, это свидетельствует о плохом самочувствии. Особенно тревожным симптомом является неравномерный (асимметричный) мышечный тонус.
В первые часы после рождения движения глаз ребенка нескоординированные, через несколько часов глаза уже совершают совместные движения, но ребенок еще не смотрит. У здорового новорожденного уже есть эмоциональные реакции: он вздрагивает на резкий звук, мигает на яркий свет. Глаза у новорожденных обычно голубые, в дальнейшем у части детей происходит отложение пигмента и радужная оболочка приобретает генетически заложенный цвет.
Иногда ребенок реагирует громким плачем на сильный звук, поэтому его надо охранять от сильных звуков и шумов.
Степень зрелости новорожденного ребенка отражают также безусловные рефлексы: поисковый, сосательный, ладонно-ротовой, рефлекс опоры, рефлекс автоматической ходьбы. Рефлексы новорожденного в первые минуты и часы могут быть снижены, и для правильной оценки необходимо наблюдение. Угнетение безусловных физиологических рефлексов у доношенного новорожденного свидетельствует о его тяжелом состоянии. У недоношенных новорожденных безусловные рефлексы отсутствуют или могут быть нечеткими, нестойкими.
Ребенок способен хорошо сосать грудь. Период новорожденности - первые 28 дней жизни, за это время ребенок должен прибавить в весе 600-800г и вырасти на 3-4 см.
Все системы и внутренние органы у доношенного ребенка сформированы, однако в первый месяц жизни все усилия направлены на адаптацию к самостоятельной внеутробной жизни и интенсивный рост, поэтому многие функции отличаются от взрослых и детей раннего возраста.
Форма тела и пропорции у новорожденного совершенно иные, чем у детей более старшего возраста, однако уже в течение первого месяца жизни форма тела меняется. У доношенного новорожденного голова составляет 1/4 части тела: относительно большие размеры головы связаны с развивающимся мозгом, конечности относительно короткие, живот выпячивается. Головка может быть неправильной формы, она может быть сплющенной. Достаточно долго может сохраняться припухлость и отечность головы - родовая опухоль, что обусловлено разницей внутриутробного и атмосферного давления при рождении.
При рождении кожа ребенка покрыта творожистой смазкой желтовато-белого цвета (так называемая первородная смазка), в которой содержится большое количество гормонов и витаминов. Чем больше зрелость, чем больше гестационный (внутриутробный) возраст ребенка, тем меньше на нем первородной смазки, у переношенных детей она практически отсутствует. Подкожно-жировой слой достаточно развит, кожа розовая, бархатистая, покрытая пушковыми волосами, главным образом в области плечевого пояса, хорошо развит околососковый кружок молочной железы. У доношенного зрелого ребенка есть плотные ноготки на пальцах, хрящ ушной раковины плотный, выраженное оволосение головки, пупочное кольцо расположено посередине - между краем грудины и лобковой костью. У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые.
Легкие новорожденного имеют относительно небольшой объем, поэтому частота дыхания у него больше, чем у детей раннего возраста и взрослых - 40-50 дыханий в минуту.
Недоношенный ребенок. Недоношенным считают ребенка, который родился преждевременно - между 28 и 37 неделями беременности, вес тела которого от 1000г до 2500г, длина – до 47 см. Однако нередко недоношенными считают всех детей, которые весят менее 2500г. Это неправильно, так как в эту группу могут попасть дети достаточно зрелые, даже доношенные, но с задержкой внутриутробного развития, гипотрофией. Для характеристики детей по массе тела принято такое обозначение:
Внешний вид, показатели физического развития, состояние недоношенного ребенка зависят от срока беременности, на котором произошли роды. У глубоко недоношенных новорожденных (менее 32 недель внутриутробного развития) кожа тонкая, красноватая, сосуды просвечивают сквозь кожу. Недоношенный ребенок весь может быть покрыт «пушком», у него мягкие ушные раковины.
Первый период начинается с эффективной сократительной деятельности матки, вызывающей продвижение головки плода в полость таза. Длительность первого периода обычно составляет 12-20 часов, у повторнородящих - 6-12 часов. Первые схватки (примерно каждые 15-20 минут) непродолжительны, они длятся 15-20 секунд, и переносятся довольно легко. При каждой схватке мышцы матки тянутся вверх, вызывая тем самым сокращение зева. Период раскрытия завершается схватками продолжительностью 50-60 секунд, повторяются они каждые 2-3 минуты. При этом маточный зев раскрывается на 6-8 см, а ребенок продвигается в родовой канал.
Во втором периоде родов плод начинает продвигаться по родовому каналу, при этом сокращения матки нарастают. Период изгнания плода начинается после того, как маточный зев полностью раскроется, появляются потуги, с помощью которых мать достаточно активно помогает ребенку родиться. Обычно таких потуг бывает от четырех до восьми (длятся они от 10 до 30 секунд с интервалами между потугами 1-5 минут).
Третий период - послеродовой, это время рождения плаценты, которая отделяется спустя 10 минут после непосредственного рождения ребенка. Этот период сопровождается несильными схватками и длится 10-12 минут, максимум полчаса.
Родовой акт является значительной нагрузкой для плода. С тех пор, как появилась возможность контролировать сердечную деятельность плода с помощью прибора, регистрирующего его сердечные тоны и силу схваток (кардиотокография), можно оценить, какое напряжение приходится выдерживать ребенку при каждом сокращении матки. Однако здоровый новорожденный при нормальных родах не испытывает существенных нарушений функций и систем органов благодаря приспособительным реакциям. Пульс плода во время схватки повышается с 140 до 180 ударов в минуту. В высшей точке каждой схватки сжимается плацента, отчего кратковременно нарушается кровоток. Как только давление, вызванное схваткой, спадает, кровоток вновь нормализуется.
В момент каждой потуги ребенок понемногу поворачивается и как бы “вывинчивается” наружу, при этом скольжению помогает первородная смазка. При сильных потугах кости черепа сжимаются за счет родничков, головка становится на 2-3 мм уже и легче проходит через родовые пути.
Что чувствует только что родившийся ребенок, можно только предполагать. Многие ученые сравнивают нагрузку, которую испытывает новорожденный в момент родов, с перегрузками космонавта. Сразу же после рождения ребенок подвергается воздействию силы тяжести, тогда как до этого в течение 9 месяцев находился в невесомости в околоплодной жидкости. Впервые в его легкие проникает воздух, почти мгновенно раздувая их. В родильном зале, как правило, на 10-15 градусов прохладнее, чем в утробе матери. На уши и глаза воздействуют громкие шумы и яркий свет. Но пересечение пуповины не доставляет ребенку боли, так как в ней нет нервов.
С момента рождения и перевязки пуповины прекращается связь ребенка с матерью, ребенок вступает в период новорожденности, который длится 4 недели, то есть первые 28 дней жизни. Период новорожденности - один из самых важных периодов жизни человека и его течение нередко определяет дальнейшую судьбу.